Преподобный Арсений
происходил из московского боярского
рода Сахарусовых, но государева служба
и мирская жизнь не привлекали знатного
юношу, и он ушел в Троице-Сергиеву Лавру.
Там он был пострижен в монашество с
именем Арсений и вскоре преуспел во
всех иноческих добродетелях. Послушанием
его было переписывание священных книг,
до нашего времени сохранялось в лаврской
ризнице переписанное им Евангелие.
Братия любили инока Арсения и избрали
его своим игуменом. По примеру святого
первоигумена Лавры преподобный Арсений
с любовью и кротостью руководил вверенной
ему обителью. Он любил посещать приписанный
к Лавре Свято-Троицкий Стефано-Махрищский
монастырь, чтобы молиться у гроба его
святого основателя. Однажды Махрищский
игумен Иона увидел свет, воссиявший над
могилой преподобного Стефана, и рассказал
о том Троицкому игумену в очередной его
приход в обитель. Попечением преподобного
Арсения над могилой святого Стефана
была устроена богатая гробница.
Преподобный Арсений совершил над гробом
преподобного Стефана соборное служение
и благословил творить его память.
Ревнуя о святоотеческих
преданиях, преподобный Арсений носил
«худые ризы многошвенные». Великий
князь Василий Иоаннович, почитавший
его, был сильно поражен, застав его в
этом виде. Братия же сказала ему:
«Наставник наш — раб Божий, он живет
истинно по Богу и только о том и мыслит,
чтобы удалиться в пустынь, ибо возлюбил
паче всего безмолвие!». Великий князь
был сильно огорчен, узнав о желании
преподобного удалиться в лесную пустынь,
скорбела о том и братия. Преподобный
Арсений в тот раз, уступая братии, отложил
свое намерение на несколько лет, по
прошествии которых, в 1527 г., все же ушел
в Комельский лес, за 20 верст к югу от
Вологды, на Олонов конец, и поселился
неподалеку от монастыря преподобного
Иннокентия Комельского (память его 19
марта/1 апреля)...
...Преподобный Арсений
шел трудным путем, по непроходимым
лесным дебрям и болотам, и нес на плечах
тяжелый деревянный крест. Когда он
достиг до слияния речек Лежа и Кохтыш,
он сильно утомился и уронил крест. В ту
же минуту небесный свет осиял это место.
Преподобный понял, что это и есть край,
назначенный ему для пустынного безмолвия,
водрузил на месте явления света крест,
рядом поставил келлию и стал подвизаться
в молитве и борьбе с невидимыми врагами,
которые силились изгнать святого оттуда.
Когда же силой креста бесы были изгнаны
вон, они ополчили на преподобного злых
людей. Они стали покушаться на жизнь
святого и однажды, когда его не было в
келлии, убили его ученика. Святой Арсений
похоронил ученика и ушел в Шилегодский
лес. Он обосновался на берегу реки Шингур
и стал принимать стекавшихся к нему со
всех сторон местных жителей, поучая их
любить прежде всего Бога и ближних
своих, как самих себя.
Через 7 лет, в 1538 г.,
казанские татары совершили на Вологодский
край набег, и Шилегодский лес наполнился
беженцами. Безмолвие преподобного
Арсения было нарушено, и он решил
вернуться на место своих первоначальных
подвигов. Местный епископ дал преподобному
благословение основать здесь общежительную
обитель и снабдил его иконами, книгами
и утварью. Преподобный Арсений начал
расчищать лес и обрабатывать землю для
будущего монастыря. Он часто ходил в
Шилегодскую свою пустынь. По дороге он
беседовал со встречными, заходил к
поселянам, наставлял их на путь спасения,
причем запрещал им трудиться в праздничные
дни. Однажды крестьяне его ослушались,
и сильный ветер разметал все их снопы.
Так прошло много лет.
Чувствуя приближение смерти, святой
Арсений собрал братию и заповедал им
взаимную любовь и хранение церковных
и монастырских уставов, а сам, причастившись
Святых Христовых Таин, тихо отошел ко
Господу 24 августа 1550 г. Погребли его
близ алтаря монастырской церкви.
Назад
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter