Святой
благоверный царь Феодор Иоаннович
В 1584 г. закончилось
правление царя Иоанна Васильевича
Грозного. Московский трон наследовал
его сын Феодор Иоаннович, ни в чем не
походивший на отца и, по мнению многих
современников, неспособный управлять
такой мощной державой, как Россия.
Внимательный наблюдатель непременно
отмечал его простоту, милостивый, тихий,
спокойный нрав и постоянную улыбку,
игравшую в его глазах и на губах, но
многим современникам, хорошо помнившим
облик Грозного царя, все это казалось
признаком слабоумия.
Царь Феодор по душевному
своему складу был созерцателем и
молитвенником, но обязанности правителя
почитал священным долгом и исполнял их
с тщанием и любовью. Не правы те, кто
утверждает, что за слабого царя-богомола
правил его шурин Борис Годунов. На самом
деле царь Феодор Иоаннович исполнял
свой долг царя как истинный христианин
— помня слова Господни: Без Меня не
можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). От отца
ему досталось очень тяжелое наследие:
пустая казна, разоренный и обнищавший
народ, разобщенное и запуганное общество,
осмелевшие после бесславно проигранной
Ливонской войны соседи.
Феодор Иоаннович
царствовал недолго, однако итогом его
правления была хорошо устроенная страна,
успешно отразившая все попытки внешней
агрессии и значительно расширившая
свою территорию за счет освоения
сибирских земель, стабильное финансовое
положение, укрепление столицы и дальних
рубежей новыми крепостями. В его правление
Русская Православная Церковь стала
автокефальной и был избран первый
Патриарх Московский и всея Руси Иов. А
простое сопоставление итогов двух
правлений свидетельствует против
легенды о Борисе Годунове как о хорошем
менеджере при плохом
царе: Борис Годунов вступил в управление
процветавшей страной, а оставил ее на
пороге жесточайшей смуты...
Последний
набег крымских татар на Москву
Царя Феодора Иоанновича
на Руси почитали святым. Он канонизован
Русской Православной Церковью в составе
Собора Московских святых. В царствование
святого царя произошло событие, в память
о котором он повелел основать в Москве
монастырь в честь Донской иконы Божией
Матери.
В июне 1591 г. крымский
хан Казы-Гирей двинулся с огромным
войском на Москву. Борис Годунов по
приказу царя спешно формировал войско
из стрельцов, ополченцев и московского
«наряда» — пушкарей. Русское войско
стало у села Котлы, а на высоком холме
между Тульской и Калужской дорогами из
телег и повозок соорудили подвижную
крепость — «гуляй-город». В самом центре
русского лагеря по повелению царя
Феодора Иоанновича устроили походную
церковь. Вокруг Москвы совершили крестный
ход с Донской иконой Божией Матери,
которую поставили затем в Сергиевской
церкви. Всю ночь молился перед иконой
царь Феодор, а утром сказал одному из
своих приближенных, что «поганые побегут»
в следующую ночь от столицы.
В ночь на 5 июля Москва
осветилась кострами, со всех крепостных
башен стреляли пушки, горели костры,
били барабаны и литавры, а в стане
крымчаков появился таинственный всадник.
Его допрашивали, пытали, но он стоял на
своем: к Москве подошли из Новгорода и
других городов войска, которые готовятся
к нападению на татар. Кто был этот
самоотверженный герой — не известно.
Крымчаки ему поверили и бежали от Москвы
в великом страхе.
Военная хитрость
удалась, но не это считали наши предки
главной причиной победы над крымским
ханом, а заступление Божией Матери по
молитве перед Донской Ее иконой
благочестивого русского царя и защитников
стольного града. Потому по древнему
обычаю повелел царь Феодор Иоаннович
поставить на том месте, где стояла
походная церковь, храм в честь Донской
иконы Божией Матери и устроить там иноческую
обитель.
|