Донская икона
Божией Матери
Всего три с половиной
недели разделяют два двунадесятых
Богородичных праздника — Успения и
Рождества Пресвятой Богородицы. В
далеком от нас 1380 г. этот небольшой
промежуток времени был заполнен, без
преувеличения можно сказать, всеобщей,
всероссийской молитвой, в которой
особенно часто призывалось имя Пресвятой
Покровительницы Русской земли. Молился
преподобный Сергий со своими учениками
в своей обители, укрытой густыми
радонежскими лесами, молились его
ученики и духовные друзья и собеседники
в своих обителях и лесных пустынях со
своими учениками, молился весь церковный
и иноческий чин. Великий князь Московский
Димитрий Иоаннович во главе объединенной
русской дружины шел к Дону, навстречу
несметным ордам Мамая...
Русское воинство
выступало из Коломны. Накануне перед
иконой Божией Матери горячо молился
сам великий князь на том месте, где по
его повелению строился храм в честь Ее
славного Успения. А дальше было Куликово
поле, тяжелейшая битва, радость победы,
к которой полынной горечью примешивалась
скорбь о десятках тысяч погибших воинов,
впереди была слава небесная и земная,
но о ней не думалось героям, отдавшим
все силы ради победы в смертельном бою.
По преданию церковному,
на Куликовом поле с русским войском
была икона, принесенная донскими казаками
и затем подаренная ими великому князю
Димитрию. Позже прославленный иконописец
Феофан Грек напишет редкой красоты
икону такого же извода для построенного
в 1382 г. Успенского собора в Коломне. Эту
икону по повелению Иоанна Грозного
перенесут в Благовещенский собор в
Кремле, где она станет государственной
святыней, почитаемой всем православным
народом России, символом побед над
агарянами, посягавшими на русские земли.
Царь Иоанн Васильевич будет молиться
перед Донской иконой пред выступлением
в военные походы.
|