О причащении
духовном
Причащаться Господа в
Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена,
кто как может и как усердствует, не
более, однако, одного раза в день.
Внутренне же, в духе, причащения Ему
можем сподобляться каждый час и каждое
мгновение, то есть пребывать по благодати
Его в непрестанном общении с Ним и, когда
благоволит Он, сердцем ощущать сие
общение… Со сладостью вкушения Господа
ничто сравниться не может;
посему ревнители, ощутив оскудение ее,
спешат восставить его в силе и, когда
восставят, чувствуют, что как бы снова
вкушают Господа. Это и есть причащение
Господа духовное.
Оно имеет, таким образом,
место между одним и другим причащением
Его в Таинах Святых. Но оно может быть
и непрерывно — в том, кто всегда блюдет
сердце свое чистым и непрерывным, имеет
внимание свое и чувство к Господу. При
всем том, однако, оно есть дар благодати,
подаваемой труженикам на пути Господнем,
усердным и к себе безжалостным. Но и то,
когда кто по временам вкушает Господа
в духе, есть дар благодати. От нас только
жаждание сего дара, и алкание, и усердное
взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие
ему путь и споспешествующие принятию
его, хотя он всегда приходит как бы
невзначай. Дела сии суть чистая, с детским
воплем, из сердца молитва и особые акты
самоотвержения в ряду добродетелей.
Когда нет на душе греха, когда не терпимы
бывают мысли и чувства греховные, то
есть когда она чиста и к Богу вопиет, то
что может воспрепятствовать Господу
присущему дать душе Себя вкусить, а душе
ощутить сие вкушение? Так и бывает, если
только Господь не видит, что для блага
души нужно несколько продлить алчбу
Его и жажду неудовлетворенной. Между
актами самоотвержения паче всего сильно
в сем отношении смиренное послушание
и повержение себя под ноги всех, обнажение
себя от стяжаний, благодушное перенесение
напраслин, всё в духе полного предания
себя в волю Божию.
Преподобный
Никодим Святогорец
|