Литургическая
молитва
Литургическая молитва
— одна из самых тягостных. Мы живем ее
в страшном разрыве всего нашего существа.
Благословив в начале Царство Отца, и
Сына, и Святого Духа, мы затем постепенно
снижаемся до преходящих житейских нужд,
чтобы опять подняться чрез славословие
до Престола Божия. Непрестанное движение
— то к Богу, то к миру — характеризует
нашу теургию. И заповедями Евангельскими,
и примером Христа (Ин. 13, 15) мы воспитываемся
обнимать полноту всемирного бытия: от
сотворения всего сущего до конца нашей
земной истории и далее сего. Однако
параллельно с вдохновляющим восхождением
в сферу небесного света мы замечаем
углубление нашей болезни сердечной: мы
видим, что вселенная в целом по-прежнему
объята мраком неприязни. Дух Божий не
находит отклика в отчужденных от Бога
сердцах, и молитва, как бы отвергнутая
людьми, возвращается к молящемуся,
нанося ему рану. Кажущееся бесплодие
моментами становится благоприятной
почвой для горестных мыслей: человечество
неизлечимо больное; напрасна всякая
надежда увидеть его исцеление; надо
оставить молитву за него, за человечество,
ибо это безрезультатное страдание,
жертвой чего станешь первый ты сам.
Защита от сих упадочных мыслей — иметь
в памяти Христа, боровшегося против
всего мира в Своем одиночестве. Победа
неизбежно придет, но не в плане видимой
истории Земли. Она, победа, уже неустранимый
факт: Я победил мир,— сказал Господь
(Ин. 16, 33).
Свободным тварям
предоставлена возможность идти до
крайних проявлений зла. Но доколе
приносится Бескровная Жертва, доколе
литургическая молитва объемлет всех
людей — живых, умерших и еще долженствующих
родиться, доколе наличествуют души,
молящиеся за врагов по наитию Святого
Духа, дотоле земля сохранится от
всепожирающего апокалиптического огня.
Архимандрит
Софроний (Сахаров)
|