Вечное чудо
умножения Хлеба жизни
В последние дни земной
жизни Спасителя происходят события,
которые составляют славу Сына Божия.
Христос все сосредоточивает в Себе и
возводит к Отцу. Таким образом Он приводит
человека и тварь к Богу, что составляет
истинную Пасху и утверждает
в ее основании Таинство Евхаристии
(Анафора).
Трехлетнее общественное
служение Господа, которое предшествовало
этим историческим моментам, является
новым этапом подготовки людей к восприятию
и пониманию Таинства Животворящей
Анафоры, чуда восполнения твари
Божественной Жизнью, возвышения и
претворения хлеба в Тело Христово.
Когда Пресвятая
Богородица обратилась ко Христу и
сказала Ему: Нет вина у них,— Христос
ответил: Что Мне и Тебе, Жено? еще не
пришел час Мой (Ин. 2, 3–4). У евангелиста
Иоанна час Христов — время Его смерти
(Ин. 17, 1). На браке в Кане Он дает нам
знамение пришествия часа славы Его.
Начало знамений возвещает кончину:
вечерю и крест. В этом первом чуде
происходит превращение: вода претворяется
в вино. Это превращение связано с двумя
элементами физического мира — водой и
вином. И если эти два элемента напоминают
нам воду и Кровь из ребра Христова, то
превращение одного в другое напоминает
иное превращение, которое возводит
естественный мир в преестественный и
небесный: претворение, совершаемое в
Евхаристии.
Второе чудо Господа,
которое также подготавливает двенадцать
учеников к присутствию на таинственной
Трапезе,— это чудо умножения пяти хлебов
(Ин. 6, 5–13). Это случилось за год до
распятия Господа, в праздник пасхи. И
если в чуде в Кане было вино, которое
возвещает новое питие, в новом чуде были
хлебы и рыбы — символы Хлеба жизни,
который приносится алчущему человеку
в пищу истинную, пищу, которая избавляет
его от тления и ведет к бессмертию…
…Сутью этого чуда
является умножение. Спустя год Господь
совершил чудо «неистощаемого» приношения,
приношения Хлеба, всегда ядомого и
никогда не съедаемого. Тысячи верующих
будут присутствовать на этой таинственной
Трапезе, будут приобщаться этого Хлеба,
будут утолять свою алчбу духовную и
после каждого насыщения будут говорить
Дароподателю: «Исполнихомся безконечныя
Твоея жизни, насладихомся неистощаемыя
Твоея пищи» (молитва святителя Василия
Великого на потребление Святых Даров).
Евангелист говорит нам, что Иисус взял
хлебы и, возблагодарив, раздал ученикам.
Если бы в четвертом Евангелии было
описание установления таинства на
Тайной вечере, то этот стих мог бы
относиться к нему. Три глагольные формы
— взял, возблагодарив, раздал —
применяются тремя Евангелистами в
отношении Таинства Божественной
Евхаристии (Мф. 26, 27; Мк. 14, 23; Лк. 22, 19).
Господь, прежде чем дал
хлебы и рыб в пищу пяти тысячам, вознес
благодарственную молитву Отцу. И это
деяние Христа подтверждает, что чудо
умножения хлебов является результатом
этого Благодарения — Евхаристии. Это
— прообраз Божественной Евхаристии.
Сразу же после описания этого чуда в
Евангелии приводится беседа Господа о
Хлебе жизни и обещание его дать людям
Себя в небесную пищу (Ин. 6, 25–59).
Иеромонах
Григорий
|