Одигитрией —
Путеводительницей называют православные христиане Пресвятую Богородицу,
указывающую верный путь к Царству Небесному. «Одигитрией» назвали и икону
Божией Матери, написанную евангелистом Лукой. Она во множестве списков
разошлась по всему христианскому миру, и один из таких списков принесла в XI
веке на Русь греческая царевна Анна, ставшая женой Черниговского князя
Всеволода Ярославича. Сын его, славный Владимир Мономах, перенес материнское
благословение в свой удельный город Смоленск, где икона впоследствии
прославилась чудом спасения города от Батыевой рати. С тех пор эту икону стали
называть «Одигитрией» Смоленской.
Смоленск — древний
русский город. Но было в его истории время, когда русским князьям он не
принадлежал. Батыево нашествие отделило Северо-Восточную Русь от южных и
западных областей, которые со временем попали под власть Литовских великих
князей и вошли в состав Русско-Литовского государства. Великому князю Иоанну
Васильевичу удалось отобрать у Литвы Северную Украину, но Смоленск он взять не
смог. Его сын, великий князь Московский Василий Иоаннович продолжал борьбу за
исконные русские земли, но взять Смоленск смог только с третьей попытки.
Перед началом борьбы
за Смоленск великий князь Василий дал обет в случае успеха «поставить на Москве
на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистыя да Происхождения
Честного Креста и иные храмы». Место для строительства монастыря было выбрано
на Девичьем поле и было связано с историей пребывания Смоленской иконы Божией
Матери в Москве. Икона была принесена в стольный град в конце XIV — начале XV
века, как полагают некоторые исследователи, вместе с другими иконами греческого
письма, подаренными Литовским князем Витовтом своей дочери Софье, супруге
великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она приезжала в Смоленск
повидаться с отцом...
...В Москве
Смоленская икона пребывала в Благовещенском соборе и высоко почиталась
москвичами. В 1456 г.
в Москву во главе большого посольства прибыл епископ Смоленский Михаил с
просьбой отпустить «Одигитрию» в Смоленск. После совета со святителем
Московским Ионой и ближними боярами великий князь Василий Васильевич ответил на
их просьбу согласием и приказал своим иконописцам сделать с иконы точный
список. Этот список впоследствии был поставлен в Благовещенском соборе. Икону
провожали крестным ходом. На Девичьем поле, неподалеку от монастыря
преподобного Саввы Освященного, крестный ход остановился. Здесь был совершен
последний молебен, и смоленские послы повезли икону на родину.
Чудотворная
Смоленская «Одигитрия» снова побывала в Москве в 1812 г. Преосвященный
Ириней, епископ Смоленский, вынес ее из города при оставлении его русскими
войсками и в сопровождении многих смолян принес в Москву. Из Москвы навстречу
иконе вышел многотысячный крестный ход во главе с духовенством. Икона была
поставлена в Успенском соборе на поклонение народа. После изгнания
наполеоновских войск из России икона была возвращена в Смоленск. Следы ее
теряются в огненном 1941-м, когда в разрушенный город вошли гитлеровские
войска.
«Одигитрия» была
одной из самых любимых Богородичных икон на Руси. Многочисленные списки с нее
прославились чудотворениями. Один из них называется «Одигитрия» Сергиевская. Он
пребывает в Троице-Сергиевой Лавре, в Смоленской церкви. Это келейная икона
преподобного Сергия, принесенная им на Маковец из отчего дома. Она всегда
почиталась великой лаврской святыней.
Назад
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter