Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
Школа молитвы. Афонские уроки: 12-13 августа

Литургия и жизнь

...«Так поклонись Ему, поблагодари Его. Успокойся, сердце мое. Ты обрело то, что искало». Чем является для человеческого восприятия Божественная литургия? Это бескровное воспроизведение Крест-ной Жертвы Христа (1 Кор. 11,  26), но называется оно не Крестной Жертвой, а Божественной Евхаристией. Почему же мы говорим: «Божественная Евхаристия», тогда как это есть жертва, приношение,молитва, славословие, Тайная вечеря? Потому что мы переживаем реальную действительность через загадку, мистически, в таинстве, живем за тусклым стеклом (1 Кор. 13, 12). И если мы этого и не осознаем, то каждый раз Бог призывает нас, чтобы мы благодарили Его за то, чего сами пока не понимаем...

Мы благодарим Бога за то, чего не понимаем, но среди чего живем. Неужели ты можешь объяснить, как стучит твое сердце? Знаешь ли ты, почему человек моргает? Или как зарождается в тебе нечаянная радость или внезапная грусть? Понимаешь ли ты, как растешь? Разумеешь ли ты законы жизни и смерти? И ты хочешь понять, что происходит на литургии? Ты просто живешь во Христе. Литургия называется Евхаристией, ибо мы, присутствуя на ней, понимаем и благодарим Бога. Словно я говорю: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Я вполне осмысленно произношу слова: «Господи, помоги неразумию моего сердца и ума».

А затем мы наблюдаем такую картину: «Подобно человеку, идущему по цветнику, меня охватывало желание глубоко вдыхать». Как когда ты заходишь в сад и вдыхаешь глубоко его ароматы, так и приходя на литургию, ты реально вдыхаешь все блага небесного рая и насыщаешься Богом…

Я спрошу у вас: какая разница — понимаю или не понимаю, если я в любом случае живу в этом таинстве? Я не понимаю, что есть жизнь. Если спросить у ученых, то и они не знают. А мы все равно живем во Святом Духе, возделываемые Отцом через Сына…

…Следовательно, как вдыхает и выдыхает человек по естественной жизненной потребности, так же естественно для него, вдыхая и выдыхая, поклоняться Бory — так мы делаем, когда кладем земные поклоны, говоря: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Отсюда, эта простейшая, чудная, исключительная молитва, основанная на вдохе и выдохе, есть образ и символ богослужебного собрания и нашей непрерывной жизни во Христе. Мы живем поистине, когда находимся и дышим в Церкви, потому что воздух есть Бог…

Божественная литургия — это собрание, которое предвещает, которое предполагает опасность, брань, падения, но в то же время и наше спасение словами: «Станем добре. Станем со страхом». Литургии бы не было, если бы не было сей брани и этих падений. Более того, мы видим самое мелочное, а истинного не замечаем. Мы не видим не только Ангелов и святых, но даже и тех опасностей, сквозь которые мы пробираемся. Вы помните, что сказал Господь Петру? Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя... (Лк. 22, 31–32). Видите, сатана посетил Симона Петра, и в тот день Петр, сам того не заметив, подвергся опасности утратить веру. Это понял всеведец Христос и сотворил молитву о Петре.

Каждый день это происходит и с нами. Вы не можете себе представить, какая страшная брань ежедневно ведется в нашей душе, сколько легионов бесов нас окружают и хотят расхитить наши сердца! Сегодня подкупят нас нежностью и любовью, завтра подкинут помысл, послезавтра — искушение, позднее — нехватку или избыток чего-либо — к каждой душе  найдут свой путь…

Мы часто не замечаем этих поражений и брани. Как же мы сможем одержать победу, пребывая во сне, просыпаясь и ничего не замечая? Поэтому Сам Господь по Своему Промыслу продлевает присутствие Христа в истории посреди богослужебного собрания…

Архимандрит Эмилиан

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї