О молитве Иисусовой
Навыкновение молитве
Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтобы она сама собой непрестанно
вращалась на языке, внутренне же — в сосредоточении
внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с
сопровождающей сие сердечной теплотой в разных степенях и отреванием всяких
других помышлений, и наипаче же с сокрушенным и смиренным припаданием ко
Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается сколько можно частым
повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь,
собирает ум воедино в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри
сопутствует согревание сердца, отгнание помыслов даже простых, а не только
страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огнем прилепления к
Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с
сокрушенным и смиренным мысленным припаданием к Господу...
Итак, первое тебе
дело предлежит — частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой,
пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:
1. Определи в
молитвенном твоем правиле часть и молитве Иисусовой. Твори несколько раз сию
молитву в начале своего молитвословия и несколько раз после него. Если есть
усердие, и после каждой молитвы, входящей в такое молитвословие, делай то же,
подражая святому Иоанникию Великому, который после каждого стиха читаемых им на
правиле своем псалмов повторял свою краткую молитовку: «Упование мое Отец,
прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». <
2. Число, сколько
раз повторять в каком случае сию
молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала
много не назначай, потом, по мере услаждения сей молитвой, прибавляй понемногу.
Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом,
не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае…
...3. Не спеши гнать
одну молитву за другой, а с мерной длительностью произноси их, как обыкновенно
говорят пред большим лицом, когда просят его о чем. Однако ж не об одних словах
заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, яко
присущему, с полным сознанием Его величия, и благодати, и правды.
4. Если имеешь
свободу, то во время между одним и другим молитво-словием положи себе
остановиться... и возносить к Господу несколько раз молитву сию. А если нет
такой свободы, то внутренне вставляй сию молитву всюду между делами твоими и
даже речами.
5. Творя сию молитву
на правиле или кроме него, становясь для нее в молитвенное положение, при
каждом разе ее произношения делай поклон десять раз поясной, а потом земной...
6. О дальнейших
наставлениях, указаниях и предостережениях касательно молитвы Иисусовой читай в
«Добротолюбии» Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Никифора монаха,
Игнатия и Каллиста...
7. Заметь еще: быть
вниманием надо в сердце, или внутри персей, как говорят иные отцы, именно
немного выше левого сосца,— и там повторять молитву Иисусову. Когда от
напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор,
именно: подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там,
где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди.
После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни
покажется тебе слишком простым и малодуховным.
8. У святых отцов
встретишь много предостережений. Ко всем ним поводы даны опытами неправильного
действия. Чтобы избежать сих неправильностей, имей советника — отца
духовного...
9. Не определяй
времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и
трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха.
Преподобный Никодим Святогорец
|