Литургия и жизнь
Я прочту вам один
текст: «Как дивно я чувствовала себя во время литургии! Мне казалось, что я
была в раю. Там — святые, Христос. Вот — Тот, Кого ты ищешь. Так поклонись Ему,
поблагодари Его. Успокойся, сердце мое. Ты обрело то, что искало. Подобно
человеку, идущему по цветнику, меня охватывало желание глубоко вдыхать аромат,
чтобы вместить в себя Бога. Иудеи трижды в году предстояли пред лицом Гос-пода
(Исх. 23, 17). Мы же благодаря богослужению имеем возможность предстояния во
всякое время и во всякий час. Вот такое представление о жизни в Боге есть
Божественная литургия».
Давайте рассмотрим
духовный опыт, описанный в этом тексте. Когда мы идем на Божественную литургию,
мы в чем-то подобны ветхозаветным пророкам, которые провидели все новозаветные
события, но сами не имели личного опыта познания и полноты понимания того, что
будет происходить… мы, как пророки, переживаем это таинство Духа, не
прочувствовав его хорошенько.
«Как дивно я себя
чувствовала во время литургии!» Прежде всего Литургия не есть некое ощущение.
Истинность литургии не зависит от наших субъективных эмоций. Сегодня служба
показалась мне безотрадной, сухой, я даже не понял, какое Евангелие было
прочитано. Это не означает того, что я не был на литургии. Я сегодня
причастился, но не пережил ничего. Это не означает того, что я не причастился.
Божественная литургия не зависит от эмоционального состояния человека, ибо оно
обманчиво.
«Я была в раю». Но
ведь рай — это не что иное, как собрание святых. А что есть литургия? Собор
святых.
«Здесь Христос,
святые. Вот Тот, Кого ты ищешь. Так поклонись Ему». Сколь чудная картина! Это и
есть литургия. То, о чем тоскует душа. То, ради чего мы принимаем крещение,
миропомазание, собираемся в церкви,— все это мы находим на литургии...
(Продолжение см. 12 августа.)
|